> Этапы реализации патентной стратегии на предприятии.

Этапы реализации патентной стратегии на предприятии.

Этапы реализации патентной стратегии на предприятии.

В настоящий момент существует много мнений и теорий о том, что же собой представляет патентная стратегия.

На наш взгляд объемной и интересной точкой зрения на эту тему является публикация в научно-практическом журнале «Интеллектуальная собственность» №4 2016г., авторы которой Патентный поверенный, начальник патентного отдела ПАО «Техприбор» О.Котенева и к.т.н, главный специалист АО Концерн «КРЭТ» В.Масной.

В данной статье авторы предлагают 5 основных этапов патентной стратегии.

Этапы реализации патентной стратегии на предприятии

Для  постоянного развития компании и реализации конкурентоспособной продукции необходимо непрерывно поддерживать процесс создания инноваций на предприятии. Одним из ключевых моментов успеха инновационной политики предприятия является создание эффективной патентной стратегии.

Патентная стратегия на предприятии определяет принципы охраны результатов интеллектуальной деятельности. Она должна быть выражена в документальной форме и представлять собой руководство по работе с интеллектуальной собственностью.

Основная цель патентной стратегии – формирование патентного портфеля и основательный подход к процессу управления результатами интеллектуальной деятельности.

В данной статье выделены пять основных этапов.В рамках крупного предприятия, холдинга, корпорации  конечно проще реализовать все эти этапы за счет возможности привлечения корпоративных резервов. Для малого бизнеса может потребоваться привлечение дополнительных ресурсов.

Итак, с чего стоит начать.

Конечно же, с маркетинговых исследований.

Для того чтобы объекты интеллектуальной собственности приносили прибыль необходимо сделать упор на инновации, потому что в отличие от объектов интеллектуальной собственности (далее ИС) именно инновации дают экономический эффект. Появлению инноваций всегда способствуюпредварительные  маркетинговые исследования, которые помогают  выявитьактуальные проблемы и в дальнейшем найти возможные пути их решения. 

В маркетинговые исследования входит сбор научно-технической и коммерческой информации, ее анализ и выявление перспективных и коммерчески привлекательных областей для создания объектов интеллектуальной собственности.

На этом же этапе начинается предварительный выбор объектов патентования либо поиск уже существующих патентов для возможной покупки лицензии в случае отсутствия выгоды в своих разработках.        

Далее следуют патентные исследования.

Патентные исследования включают в себя экспертизу отобранных  объектов на патентную чистоту и патентоспособность. Данная экспертиза включает в себя:

-проведение патентных исследований по ГОСТ 15.011-96;

-планирование и выполнение разработок потенциально охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности (далее РИД) в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее НИОКР);

- отбор на основе проведенных патентных исследований и НИОКР потенциальных объектов для патентования;

- отбор возможных технических решений для их патентования с целью защиты от конкурентов. 

Патентование.

Для полноценной защиты результатов интеллектуальной деятельности необходимо получить официальный государственный документ – патент, подтверждающий ваши права.

Необходимые действия:

- определить к какому объекту патентного права относиться РИД: к изобретению, полезной модели, промышленному образцу;

- подготовить и отправитьзаявки в Роспатент;

- рассмотреть варианты борьбы с конкурентами: инициирование судебных исков, обращение в Роспатент с требованием о принудительном лицензировании и т.д.

- подготовить пакет необходимых юридических документов:договоры об отчуждении права на получение патента, лицензионные договоры, договоры об отчуждении зарегистрированного исключительного права, договоры с авторами, в т.ч. о выплате авторских вознаграждений, договоры о распределении прав на объект интеллектуальной собственности между несколькими заявителями;

- определить политику патентования за рубежом и подготовить  необходимые для этого документы. 

Учет и использование РИД.

Получив патент,объекты интеллектуальной собственности необходимо ввести в хозяйственный оборот предприятия, поставить на бухгалтерский учет. Также, необходимо подготовить юридически значимые документы по использованию РИД в коммерческой деятельности. 

Последний этап коммерциализация.

Этап коммерциализации подразумевает начало использования объектов интеллектуальной собственности в коммерческой деятельности. Перед этим необходимо провести маркетинговые исследования и определить потребности рынка, где и как эффективнее продвигать свою продукцию.

Также, необходимо проанализировать наиболее рациональный и экономически выгодный способ использования.  Это может быть собственное производство или передача на другое в рамках концерна или холдинга, а также предоставление лицензии внутри корпорации или продажа  другим компаниям.

Последний этап патентной стратегии плавно переходит в первый. Проводя исследования рынка и внедряя уже созданный и защищенный патентами продукт, можно выявить области для разработки нового, еще не запатентованного продукта, технического решения. Так, образуется цикличность этапов патентной стратегии и постоянное инновационное развитие предприятия.

При этом не стоит забывать и об обучении и подготовке квалифицированных специалистов предприятия в области интеллектуальной собственности, оптимизации  процессов, формировании и ведении базы данных по РИД и ОИС. 

Прохождение всех этапов может занять  до 4 лет. Однако, придерживаясь патентной стратегии, компании увеличивают эффективность интеллектуальной собственности, снижают риски возможных конфликтов, судебных разбирательств с конкурентами, минимизируют затраты, определяют приоритетные направления развития.


23.02.2017

Мы в соц. сетях:



Подписаться на новости Скрыть
top  Наверх